Школьная форма: «за» или «против»?
Школьная форма —обязательная повседневная форма одежды для учеников во время их нахождения в школе и на официальных школьных мероприятиях вне школы.
История школьной формы.
В далеком 1834 году был принят закон, утвердивший общую систему всех гражданских мундиров в империи. В эту систему вошли гимназический и студенческий мундиры. А в 1896 году появилось положение о гимназической форме для девочек. Воспитанницам знаменитого Смольного института предписывалось ношение платьев определенных цветов, в зависимости от возраста воспитанниц. Для воспитанниц 6 – 9 лет – коричневый (кофейный), 9 – 12 лет – голубой, 12 – 15 лет – серый и 15 – 18 лет – белый.
Однако вскоре после революции, в рамках борьбы с буржуазными пережитками и наследием царско-полицейского режима в 1918 был издан декрет, отменявший ношение школьной формы. Несомненно, в первые годы существования советского государства ношения школьной формы было непозволительной роскошью в стране, разоренной мировой войной, революцией и гражданской войной.
Постепенно школьная форма претерпевала изменения и становилась чуть более свободной. Однако отменена она была лишь в 1992 году.
В настоящее время наиболее стойкими приверженцами школьной формы считаются директора школ и учителя. С одной стороны, это поможет сгладить разницу в материальном положении среди школьников, а с другой, привьёт, подрастающему поколению хороший вкус, считают педагоги. Наверное бы оно и было, если бы форма была удобной, практичной, и, что очень важно для современных школьников, красивой, и доступной. Однако, как показывает практика, в настоящее время всем вышеперечисленным требованиям школьная форма отвечать не может. А значит, либо наши дети будут вынуждены носить неудобную или некрасивую одежду, либо цена школьной формы может оказаться слишком высокой для среднестатистического гражданина нашей страны.
Говоря о школьной форме, невозможно не коснуться и правового аспекта этого вопроса. Нередки случаи, когда директора школ устанавливают свои правила и требуют от всех учеников обязательного ношения школьной формы. В противном случае детей просто не допускают к занятиям. Однако такое поведение является прямым нарушением закона «Об Образовании», считает пресс-секретарь департамента образования Москвы Александр Гаврилов.
Законодательством не запрещено введение школьной формы на уровне субъектов РФ. Однако не допускать детей к занятиям директора школ за не соблюдение школьных стандартов не могут – это является прямым нарушением Конституции. Таким образом, получается, что школьную форму можно ввести только федеральным законом, однако такой закон опять станет нарушением конституционных прав школьников.
Требование ношения школьной формы может быть законным только в одном случае – если это требование предъявляется частной школой – родители заключают с частной школой договор, где берут на себя обязательство выполнять устав школы и соблюдать правила внутреннего распорядка.
Нам кажется, что выходом из сложившейся ситуации может стать введение некого dress code, как например, во многих частных школах США, где ученики могут носить любую удобную им одежду, но она всегда должна быть чистой и опрятной. Девушек так же просят воздержаться от ношения излишне коротких юбок и очень глубоких декольте.
В Ульяновской области ситуация обстоит следующим образом. Большинство школ пока не торопятся вводить форму главным образом из-за несогласия родителей учащихся. Есть школы, которые форму не ввели, но предъявляют требования к одежде и внешнему виду учеников: костюмы определенных цветов, ничего яркого, минимум украшений. К третьей категории относятся школы, для которых школьная форма — традиция. И, наконец, последняя категория — это те школы, которые уже готовы ввести школьную форму, но не могут этого сделать потому, что её просто негде купить.
Мнение психологов школ таково: «Форма должна быть введена. Не каждый ученик может одеваться в соответствии с модой. Ведь то, как одет ребенок, иногда влияет на отношение к нему одноклассников. А школьная форма в этом смысле уравнивает всех. Но при этом индивидуальность ребенка не задета, так как ее он может выразить, например, в прическе или в одежде, которую носит после занятий».
Директор МОУ Патрикеевской ООШ Гиматдинова Ольга Владимировна говорит: «Школьная форма дисциплинирует, организует, учит уважать себя и других, приучает к деловой жизни. Форма — это осознанная ответственность».